Ведущий:
Многие писатели и поэты описывают зимнюю природу. Вот, например, как делает это Скребицкий в рассказе «Четыре художника».
Ученица.
«Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Чудесная получилась картина»
Выходят три ученика.
1-й ученик:
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
2-й ученик:
Звенят сосульки в тишине —
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спят поля.
3-й ученик:
Рисует по утру мороз
Узоры на окне,
Друзья, хорошая зима
У нас в родной стране.
1-й ученик:
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая все кругом
Мягким бархатным ковром.
2-й ученик:
Солнце полно светлой ласки,
Все блестит, как в дивной сказке,
Пруд зеркальный недвижим
Под покровом ледяным.
3-й ученик:
Зима пришла... За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят,
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
Ведущий.
- Много слов можно сказать об особенном природном явлении – первом снеге.
(Выходит ученица и читает слова о первом снеге, написанными самостоятельно)
4-й ученик:
Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимой.
5-й ученик (выходит и читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою-зимою»):
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой,—
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Картина Пластова «Первый снег».
(Ученицы дают описания картин о «Первом снеге»)
Ведущий.
Ребята, писатели и поэты много написали рассказов, сказок и стихотворений о зиме. Сейчас послушаем, а какие вы знаете стихотворения о зиме.
Дети читают стихотворения И.З. Суриков «Детство (Р. Крыкпаев, И. Бурдин, П. Васькив)
Ведущий
Игра в снежки. Правила игры сообщает ученик.
Ведущий.
О первом снеге написано много прекрасных строк. В том числе и учениками нашего класса. Почитаем ваши сочинения.
Учитель:
Какие загадки о зиме и зимних явлениях вы знаете?
Дети называют загадки:
Скатерть бела, все поле одела.
(Снег)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в мороз бежим,
Уж такой у нас режим.
(Коньки)
Всю зиму лежал у плетня за избой
В серебряных ножнах кинжал голубой.
(Замерзший ручей)
Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке.
(Снежинки)
Ведущий.
Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о зиме?
Учащиеся:
— Январь — году начало, зиме середина.
— Новый год к весне поворот.
— Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
— Зима спросит, что летом припасено.
— Лето собирает, зима подъедает.
— Русская метелица шелком стелется.
— Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
— Декабрь — году конец, зиме начало.
— Декабрь глаз снегом тешит, да ухо морозом рвет.
— В зимний холод всякий молод.
— Два друга — мороз да вьюга.
— Новый год к весне поворот.
Проект «Покров Пресвятой Богородицы» (подготовили ученицы класса)
Выходят девочки на центральную скамейку и разговоры ведут:
1 дев.: - Мне бабуля рассказала, как в церковь со свечой бежала.
2 дев.: - На Покров - в великий день, рано ей вставать не лень?
3 дев.: - В церкви свеча должна стоять, женихов чтоб собирать.
4 дев.: - Ну и мы играть пойдем, может тоже соберем.
Все дев.: - Покров, покрой землю снежком, а меня, младу, платком!
Ведущий. Девушки на Руси всегда гадали о будущем, о своей судьбе и в шутку и всерьёз. Но чаще гаданья молодых девушек превращались в весёлую забаву.
1) Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же.
2) Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый приди причесать мне голову!»
3) Несколько девушек брали по лепёшке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гаданье предвещало, что первой выйдет замуж та, чью лепёшку первой съела собака.
Учитель: Девушки гадали: по упавшему башмачку, по следам на снегу, по колодцу, по тени, по плеску воды и т.д.
Игра «Ах, какая я красивая!»
По окончанию игры ведущий говорит:
- Только девицы поиграли, вдруг в ворота постучали.
- Это женихи пришли и подарки принесли!
Мал.: - Здравствуйте девицы, наши рукоделицы!
- Что же вы скучаете? Видно нас поджидаете?
Дев.: - А вы без нас то не гуляйте, нас с собою приглашайте!
Проводятся игры:
Нас больше. Задание состоит в том, чтобы на скамейке уместилось как можно больше ребят, чем в команде соперника.
ИГРА «КОЛЕЧКО»
«Вырежи снежинку»
Игра «Плетень». Команды, жители деревень, встают лицом друг к другу и переплетают руки между собой. Звучит весёлая пляска, расцепляются, все пляшут. Музыка замолкает, надо собраться в свою команду, переплести руки. Игра повторяется несколько раз.
Игра в снежки.
Выходит группа учеников, в руках у них лыжи, коньки,
хоккейные клюшки.
1-й ученик:
Перечеркнут снег лыжней,
Тонкой и прямой.
До чего у нас в краю
Хорошо зимой!
2-й ученик:
Интересно резать лед
Звонкими коньками,
Сбросив варежки, лепить
Мокрый снег руками.
3-й ученик:
Ледяную крепость брать
В жарком поединке,
Чтобы вам за воротник
Сыпались снежинки.
4-й ученик:
Вместе с нами бой ведут
И девчонки тоже,
На снегурочек они
В зимний день похожи.
5-й ученик:
И на солнце блещет лед
Весело и строго,
И зовет тебя вперед
Зимняя дорога.
Исполняется песня «Зимушка
Ведущий: Сладко на душе становится, что жива песня русская, что традиции вновь возвращаются. Пели, чтобы ни делали, в горе, в радости – пели. С жатвы ехали – пели, на огороде, на заимке, со скотом, у колыбели – везде пели!
А без песни какой Праздник!
-зима».
Все вместе учащиеся исполняют песню «Здравствуй, Зимушка-Зима!», слова Г. Ладонщикова, музыка Л. Маковской.
Белым снегом все покрыло:
И деревья, и дома,
Свищет ветер легкокрылый (2раза).
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Вьется снег замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал (2раза).
Здравствуй, Зимушка-Зима.
Мы для птиц кормушки ставим.